Валерий Недранец гитарист
Воскресенье, 22.10.2017, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Статьи [19]
Статьи
Главная » Статьи » Статьи

Jaco Pastorius: One View Of A Secret

Jaco Pastorius: One View Of A Secret

10:10:2007 г.
Автор: Сергей ХЛЕБНИКОВ

Новатор и первооткрыватель, гений, совершивший переворот в мире бас-гитары, эгоцентричная инеуправляемая личность, открытый, искренний, невыносимый, сложный и маргинальный человек. Вот лишь некоторые из эпитетов, которые высказывали и продолжают высказывать люди в адрес одного человека. Его имя Жако Пасториус.Действительно, судя по всему, Жако был очень неоднозначной и многоликой личностью, - настолько же, насколько неоднозначной и многоликой была его музыка. Обладая огромным творческим воображением, он охватывал широчайший спектр самых полярных и подчас не имеющих между собой ничего общего настроений.Для осознания этого факта достаточно про слушать его альбом 81-го года «Word 01 Mouth» - музыкальное полотно, состоящее из потоков, казалось бы, абсолютно разных и нестыкующихся настроений. От внутренней гармонии и уравновешенности (Blackbird», «Three Views of А Secret») до полного их игнорирования ("Crisis"). Может быть, именно эта открытость ко множествуразличных пластов настроений и послужила причиной его трагической гибели...Более пятнадцати лет прошло с тех пор - по сегодняшним меркам это огромный срок. В музыкальном мире произошли большие изменения. Появилось множество новых бас-гитарных «героев», которые играют так, что «мало не покажется». На их фоне Жако Пасториус, со своим «простым «Джаз-басом», некоторым сейчас кажется неактуальным. Может быть, это и так (ведь всем давно известно: сколько людей столько и мнений), но если оглянуться назад и посмотреть на бас-гитарный мир первой половины семидесятых - становится понятно: вклад Жако в развитие этого инструмента неоспорим! Послушайте его сольные альбомы, его записи с WEATHER АЕРОАТ, Joni Mitchell, Pat Metheny, и вам станет ясно, что Жако Пасториус - музыкант, заложивший фундамент для большинства из тех процессов, которые происходят сейчас в мире бас-гитары! В этой статье мы не будем пытаться охватить весь спектр его творчества - сделать это просто-напросто невозможно. Мы коснемся лишь некоторых, самых основных аспектов игры этого действительно ВЕЛИКОГО бас-гитариста!

Пример


Очень сильное влияние на формирование стиля Жако Пасториуса оказала фанк-музыка. По его собственному признанию, играть на бас-гитаре он начал примерно с этого:Перед вами басовая партия из песни «Fuпkу Broadway» Алестера Кристиана (Alester Сhгistiап), точнее - вариация этой партии, которую играл Пасториус.Затем Жако открыл для себя музыку Джеймса Брауна (James Вгоwп) и его команды.Но, безусловно, самое заметное влияние на формирование «фирменного» фанкового стиля Пасториуса оказал бас-гитарист легендарных TOWER OF POWER Френсис Рокко Престия (Fгапсis Rocco Prestia). Хотя, справедливости ради надо заметить: сходство их стилей достаточно условное, и при ближайшем рассмотрении становятся видны значительные отличия. Давайте поподробнее остановимся на этом аспекте игры Жако Пасториуса и поговорим о его шестнадцатинотных, перкуссионных, фанковых линиях.Ключом к разгадке фанкового стиля Жако являются две вещи: рей к правой рукой и «мертвые» ноты левой. Для тех, кто не в курсе, поясню:
1) Рейк (Rake) - это плавный переход со струны на соседнюю нижнюю струну одним пальцем правой руки. Например, сыграв ноту на струне соль, вы тем же пальцем играете ноту на струне ре, Т.е. совершаете одно непрерывное движение. Этот прием дает более легатное и связанное звучание, отличное от того, которое получается при извлечении нот разными пальцами. И кроме того, он позволяет играть гораздо быстрее. Используйте рейк в представленных ниже примерах всегда, когда делаете переход с одной струны на соседнюю.
2) Так называемые «мертвые» ноты - это приглушенные ноты, не имеющие конкретной звуковысотности, Т.е. фактически, это просто приглушенные струны. Они обозначаются крестиками и показывают место на грифе, в котором должны быть сыграны. Хочу заметить, что не всегда обязательно четко придерживаться этого места.

Также хочу сделать еще одно замечание, касающееся различных динамических нюансов игры Жако Пасториуса. Когда он играет двойные ноты на одной струне, вторая нота, как правило, звучит несколько слабее, чем первая. Иногда это «мертвая» нота, иногда «реальная», а иногда - нота «где-то между», «недожатая». 3вуковысотность у такой ноты не четкая, но сустейн, присущий «реальной» ноте, сохранен. Как вы сами понимаете, подобные нюансы на ноты не распишешь, поэтому обязательно прослушайте несколько раз запись каждого примера для того, чтобы уловить настроение и подачу, с которыми Жако их играет.
Делая транскрипции, я, если можно так выразиться, «округлил» звучание этих «недожатых» нот: если нота была по звучанию ближе к «реальной", Я записывал ее как реальную, если ближе к «мертвой" - записывал как «мертвую». Так что вам совсем не обязательно досконально следовать этим транскрипциям, они всего лишь «точки, В которые вам нужно нажимать", а все остальное - динамику, настроение и подачу - вы должны взять с записей. В любом случае, сам Жако никогда не играл эти пьесы дважды одинаково.

Ну, а теперь за дело!

Перед вами басовая линия из композиции «Кuru» с сольного альбома 76-го года «Jaco Pastorius».

Увеличить. Пример 2


Это линия, обыгрывающая аккорд Ат7 на основе ля-минорной пентатоники (А, С, О, Е, G) с проходящей нотой до-диез (часть А). Сначала Жако играет хаммер-он на струне ре, далее следует хроматический ход от малой терции (до) к кварте (ре), сыгранный на струне соль. А затем, используя рей к и «мертвую» проходящую ноту, он плавно переходит к ноте ре октавой ниже на струне ля. Таким образом он получает характерное перкуссионное звучание, и, кроме того, этот прием позволяет ему играть без потери ритмического ощущения, сохраняя пульсацию шестнадцатых нот. Далее он доигрывает фразу при помощи хаммер-он от ре к ми на струне ля и нот соль и ля на струне ре.
Этот однотактный паттерн Пасториус повторяет по кругу, переодически чередуя его с фигурой, представленной в части В. Это тот же основной рифф, но с некоторыми ритмическими вариациями в конце первого и начале следующего тактов.
Часть С очень интересна. Это четырехтактная линия, тоже на основе главного риффа. Но Пасториус «урезает» у него последнюю четBepTb. Получив таким образом трехчетвертной паттерн, он играет его по кругу в четырехдольном размере, получая очень интересное ритмическое смещение. То есть фактически он делит первые три такта четырехтактной фигуры на четыре такта в размере 3/4. И лишь последний такт в точности повторяет главный рифф. Жако очень любил подобные ритмические смещения.
Теперь давайте продвинемся немного дальше. Вот полная транскрипция пьесы «ВагЬагу Coast» с альбома 76-го года «Black Market» группы WEATHER REPORT.

Увеличить. Пример 3


Практически это сплошная фанковая импровизация на один аккорд, базирующаяся в основном на нотах до-диез дорийского лада (С#, О#, Е, F#, G#, А#, В) с использованием различных проходящих нот.
Вот на что вам следует обратить внимание при разучивании этой пьесы:
1) Все шестнадцатые ноты играются с легким, едва заметным свингом. Иногда совсем ровно, иногда слегка «раскачивая».
2) Рей к от тоники (до-диез) на соседнюю приглушенную струну и следующий за ним рейк сразу на трех струнах от септимы (си) (струна соль) на приглушенные струны ре и ля (такты 8, 10,12,14,16 и т.д.).
3) Рейк через приглушенную струну ля от «мертвой» ноты сольдиез (на струне ре) к ноте соль-диез на октаву ниже (на струне ми) - подобный прием встречался в композиции «Kuги».
4) Полутоновые ходы от минорной терции (ми) к мажорной (фа) в тактах 1-5,15,21,27,38.
5) Октава ми в 1-4, 15 тактах играется следующим образом:
большим пальцем правой руки берете открытую струну ми и, одновременно с ней, указательным пальцем правой руки извлекаете ноту ми на седьмом ладу струны ля.
6) Жако Пасториус использует большую септиму (си-диез) в качестве вводного звука к тонике аккорда. Такой прием, когда вместо гармонически верной малой септимы играется большая, встречается во многих его фанковых линиях.
7) В тактах 12, 19, 24, 32, 40, 44 также используются «гармонически неправильные» ноты: соль, ре и ля - это открытые струны, через которые Жако играет различные заполнения. Поскольку они звучат совсем недолго, их «неправильность» практически не заметна на слух. По всей видимости, этот прием Пасториус позаимствовал у James Jamerson.
8) Часто в качестве заполнений используются различные хроматические ходы от кварты (фа-диез) к квинте (соль-диез),
к шестой дорийской ступени (ля-диез) и к септиме (си). Также присутствуют два хроматических хода от первой ступени (до-диез) ко второй (ре-диез) в тактах 24 и 39.
9) Жака играет классные хроматические ходы через открытую струну ми в тактах 19-20, 29.
1 О) В 43-м такте обратите внимание на интересное смещение долей.
11) Вставка в 27-28 тактах сыграна следующим образом: первые три четверти 27 такта играются в районе 9-11 ладов, затем (четвертая четверть 27 такта) меняете положение левой руки и играете в 6-й позиции. В следующем такте следует хроматическое движение октавами от шестой дорийской ступени (ля-диез), начиная с первой позиции на грифе.
Как видите, эта композиция содержит множество различных вариантов обыгрывания одного аккорда.
Следующей композицией, которую мы разберем, будет «Соrе Оn Соrе Over» с альбома 76-го года «Jaco Pastorius». Перед вами полная транскрипция этой пьесы.

Увеличить. Пример 4


Вначале звучит небольшое двухтактное вступление. Если оно покажется вам ритмически сложным - просто послушайте запись, и все станет понятно. Особое внимание обратите на ноты, исполняемые при помощи хаммер-он и пулл-офф.Затем следует остинатная двухтактная фигура куплета. Это линия, обыгрывающая аккорд Ст7 на основе до-минорной пентатоники (С, ЕЬ, F, G, ВЬ), с хроматическими проходящими нотами фа-диез и си. При последнем повторении куплета, в заключительном такте, Пасториус делает паузу и на четвертую долю играет «въезд» В тему припева, обыгрывающего аккорд 07. Партия припева - это отличная фанковая линия баса на основе ре-миксолидийского лада (О, Е, F#, G, А, В, С) с проходящими нотами в четвертом такте (хроматический ход от терции (фа-диез) к квинте (ля). Обратите также внимание на то, что вверху звучит «правильная» септима аккорда 07 (до), а внизу Жако играет «неверную» (до-диез), которая сразу же, при помощи хам мер-он, разрешается в тонику (ре). Помните «ВагЬагу Coast»? - Это тот же самый прием. Опять же в припеве «Соте Оп Соте Over» много «мертвых» нот, И активно используется реЙк. В частности, как и в двух предыдущих пьесах, в этой присутствует октавный рей к через приглушенную струну (в данном случае это струна ля). Что же касается левой руки, то все сыграно в одной позиции, кроме двух заключительных тактов, в которых Пасториус играет хроматический ход от тоники аккорда 07 к тонике аккорда F7. Обратите внимание на штрих, играйте этот ход именно так, как написано - при помощи слайдов. В такте, обыгрывающем F7, используется тот же самый принцип, что и при обыгрывании 07, а последний хроматический ход от ля к до позволяет плавно «въехать» В тему второго куплета. Надо заметить: темы второго и третьего куплетов абсолютно идентичны теме первого, разница лишь в количестве повторов.

Во втором припеве, который в два раза длиннее первого, присутствуют некоторые новые моменты:
1) В четвертом такте Пасториус использует вводную ноту соль-диез к ля.
2) В восьмом такте - открытую «педальную» струну ми И хроматические ходы от нижней фа-диез к ля и от си к ре.
З) Предъемы в конце четвертого и двенадцатого тактов.
Если вы посмотрите на ноты, то увидите, что каждый раз при повторении четырехтактной фигуры припева Пасториус играет разные заполнения в четвертом такте. Концовка второго припева (переход к F7) точно такая же, как и у первого.

В четвертом такте третьего припева в качестве педальной ноты Жако использует открытую струну ре. А в 9-16 тактах он импровизирует на основе базовой фигуры. В начале 9-го такта звучит интересный новый ход, играемый во второй позиции.Если вы послушаете альбом Эл Ди Меолы (AI Oi Meola) 76-го года «Lапd Of The Мidпight Suп», третью часть композиции «Suitе-Gо/dеп Dаwп», называющуюся «From Осеап То The C/ouds», то услышите, что Пасториус играет в ней фанковую линию, абсолютно идентичную базовой фигуре припева «Соте Оп Соте Over», только в тональности ми. «Opus Pocus» (альбом «Jaco Pastorius», 76-й год) - очень интересная и необычная по настроению композиция. Это не чистый фанк, как в случае с «Соте Оп Соте Over» , скорее, это пьеса с фанковыми элементами.
Категория: Статьи | Добавил: Nedr (11.11.2011)
Просмотров: 1467 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz