Валерий Недранец гитарист
Четверг, 17.08.2017, 12:44
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Статьи [19]
Статьи
Главная » Статьи » Статьи

Настройка гитары.Флажолеты.

Настройка

Это очень запутанная тема, но вы уж потерпите немного.

Для начала немного физики. Высота любой ноты может быть представленна в герцах, они определяют количество колебаний струны в секунду, и это число удваивается каждый раз, когда вы переходите на октаву выше. Так что, если вы видите «A = 440» на тюнере, значит правильно настроенная нота Ля должна вибрировать 880, 440 или 220 раз в секунду, в зависимости от октавы.

Древние греки открыли систему пропорций, с помощью которых можно подобрать группу нот, которые вместе хорошо звучат. Это группу мы знаем как мажорную гамму, а в ключе До она выглядит так:

  • До = 264 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Ре = 297 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Ми = 330 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Фа = 352 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Соль = 296 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Ля = 440 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Си = 495 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • До = 528 Гц

Обратите внимание, что частота последней ноты вдвое выше изначальной До, шаблон можно повторить заново, получив ноты следующей октавы. Сравнительно простые пропорции вроде этой часто звучат приятно для человеческого слуха (Флажолеты, кстати, «работают» точно также. Как мы увидим далее, проще всего найти флажолеты в точках, где струна делится поровну на половины, трети, четверти и так далее). Выше перечислены ноты, которые хорошо звучат вместе в тональности До. Точнее, они составляют До мажорную гамму.

И вот тут и начинаются проблемы. Если вы захотите рассчитать все частоты для подобной гаммы в ключе Ре мажор, то начнёте с Ре = 297 Гц, как указано выше. А затем, с этой стартовой точки, вы примените такую же последовательность соотношений. Вот что получится:

  • Ре = 297 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • Ми = 334,1 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Фа-диез = 371,3 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Соль = 396 Гц – умножаем на 9/8 и получаем
  • Ля = 445,5 Гц – умножаем на 10/9 и получаем:
  • Си = 495 Гц – умножаем на 9/8 и получаем:
  • До-диез = 556,9 Гц – умножаем на 16/15 и получаем:
  • Ре = 594 Гц

Даже если вся эта математика вызывает у вас неприязнь, я уверен, что вы тоже заметили здесь серьёзную проблему. Ми, которая составляла 330 Гц в До мажорной гамме, в Ре мажорной гамме равна 334,1 Гц. Ещё есть Ля, которая в До мажорной гамме равна 440 Гц, но 445,5 Гц в Ре мажорной. А если у нас больше одного варианта «правильной» частоты для некоторых нот, то каким же образом нам настроить инструмент так, чтобы он звучал хорошо во всех 12 ключах?

Решение, которое используется в западной музыке называется «равномерная темперация», каждая октава делится на 12 равных полутонов. С точки зрения математики это достигается умножением стартовой частоты на корень двенадцатой степени двойки (примерно 1,0595). Если вы сделаете это 12 раз то выведете частоты всех возможных полутонов в октаве. Это не обязательно будут самые приятно звучащие варианты нот, но они будут близки к правильному звучанию в любом контексте, а это позволяет музыкантам писать и играть музыку, которая свободно перемещается в разные ключи.

Оборотная сторона состоит в том, что из-за этого сложно правильно настроиться! Если вы попытаетесь получить идеальный аккорд C в открытой позиции, то обнаружите, что E в открытой позиции звучит определённо «фальшиво» и наоборот. Если вы используете электронный тюнер, чтобы найти идеальный компромис для каждой ноты (в соответствии с системой равномерной темперации), то все ваши аккорды будут звучать «фальшиво», но только совсем чуть-чуть, так что с этим можно жить.

Все эти технические нюансы я привёл для того, чтобы донести главную мысль: если ваш тюнер утверждает, что вы настроены правильно, но вам кажется, что аккорд всё равно звучит немножко «не так», то вы не сходите с ума, вы абсолютно правы! Лучше всего использовать тюнер, как ориентир, а после этого на слух делать нужные изменения в соответствии с тональностью, в которой вы играете.

Флажолеты

Часто гитару настраивают с помощью флажолетов (если вы не очень хорошо знакомы с флажолетами, то не переживайте, позже я расскажу про них детально) (или прямо сейчас вы можете прочитать статью флажолеты на моём сайте — прим. переводчика). Например, вы можете сыграть флажолеты на пятом ладу шестой струны и на седьмом ладу пятой струны. Если во время того, как они будут звучать вы слегка подстроите одну струну, то услышите ритмичное «биение», которое будет замедляться по мере того, как высота двух нот будет сближаться и полностью исчезнет, если высота будет полностью совпадать.

Это интересный и простой способ настройки. К сожалению, он использует греческие соотношения, а не равномерную темперацию, так что если вы настроите таким образом все шесть струн, то вследствие последовательных мизерных ошибок, гитара будет звучать не настроеной. Но нельзя не отметить, что если вам нужно поменять струну прямо посреди выступления, то этот способ очень удобен. Сложно услышать точную высоту ноты на большой громкости, но эффект «биения» вы распознаете сразу.

Стандарт настройки

Это ещё одна неотъемлемая проблема связанная с настройкой, наверное, лучше всего, её проиллюстрировать рассмотрев способ, которым настраивают пианино. Пианино звучит более стройно, если его диапазон слегка растянут — т. е. если частота каждой ноты не в два раза выше той же ноты предыдущей октавы, а чуточку больше, чем в два раза. Не спрашивайте меня почему, просто так уж есть. (гитарист Эрик Джонсон расхваливает преимущества метода, когда сначала настраивается третья струна Соль, а от неё все остальные к краям, при этом самая «правильная» нота в таком случае находится в середине диапазона гитары.) В оркестре у разных музыкантов немного разный эталон — скрипачи настраиваются на чуть более высокую Ля, чем туба, например. А если приводить пример из гитарной области, то Мартин Тейлор утверждает, что он настраивет Ля как 442 Гц, а не 440 Гц.

Следующая проблема касающаяся гитары: когда вы бьёте по струне, то ожидаете, что вибрация будет происходить по всей её длинне между седлом и ладом (или порожком, если струна открытая). На самом деле это не так. Есть очень маленькая часть струны с каждого конца, которая вообще не двигается, именно поэтому на гитаре нужно настраивать ещё и интонацию, т. е. проверять, что ноты звучат правильно по всей длине грифа (сейчас настройку интонации принято называть «настройкой мензуры» — Прим. переводчика). Самое главное проверить, что высота ноты на 12-м ладу совпадает с высотой натурального флажолета в том же месте. Если «прижатая» нота выше, то седло нужно отодвинуть назад, дальше от грифа. Если же нота ниже, чем флажолет, то, напротив, седло нужно придвинуть ближе. (Запомните, делайте эту настройку только на новых струнах!).

Установка интонации решает проблему на бриджевом конце струны, но, разумеется, она остаётся со стороны головы грифа. Многие профессиональные гитаристы замечают, что на первых нескольких ладах звук немного выше, чем у нот в другой части грифа, именно поэтому придумали Buzz Feiten tuning system. Тут используется совершенно секретная (и, следовательно, очень дорогая) формула изменения расстояния между порожком и ладами — порожек передвигается чуть вперёд, исправляя проблему.

(Позволю себе заметить, что википедия, например, с Гованом не согласна. Проблема интонации возникает из-за того, что прижимая струну, вы её, к тому же, слегка натягиваете. А у головы грифа она более ярко выражена, если в нулевом порожке недостаточно глубоко пропилены каналы. Ко всему приведу ещё одну ссылку для полноты картины. — Прим. переводчика)

FretWaves на подписной Yamaha Гамбале

FretWaves на подписной Yamaha Гамбале

Если у вас был шанс рассмотреть подписные Yamaha Фрэнка Гамбале вблизи, то вы должны были заметить, что первые несколько ладов имеют маленькие V-образные изгибы. Это ещё одна попытка борьбы с противоречивостью настройки, изгибы сделаны так, чтобы все открытые формы аккордов звучали хорошо.

Оба этих метода, вроде бы, работают, но не забывайте, что люди играли на гитаре и звучали хорошо задолго до того, как любой из них был внедрён, что в очередной раз приводит нас к выводу, что нужно «использовать свои уши». Помню, на одном выступлении было практически невозможно сыграть так, чтобы все аккорды звучали в унисон с клавишными. Решением стало то, что я переместил пару аккордов на другие струны.

Сложности с механикой

Следующая сложность: когда вы бьёте по струне жёстко, то она звучит немного выше — особенно в самом начале ноты («атака») — чем если вы ударите по ней мягко. Легче всего это заметить на шестой струне — вы сможете извлечь из неё Фа, если будете бить достаточно жёстко. Когда вы настраиваетесь, то важно бить по струнам с такой силой, с которой бьёте, когда играете. Если во время настройки вы будете их робко дёргать, а потом перейдёте к жёсткому, аггресивному исполнению своего риффа, то он будет звучать немного выше.

Всё это слегка обескураживает, не так ли? В последних параграфах мы узнали, что музыка практически не звучит, а гитары практически не играют!

Не беспокойтесь. Те проблемы и несостыковки, которые мы рассматривали, очень малы, и заметить их вы сможете только тогда, когда ваш слух будет достаточно хорош, чтобы с этим справиться. Если эти вещи не волновали вас раньше, зачем волноваться сейчас? Я рассказал всё это только потому, что это интересно, и ещё потому что это может сподвигнуть вас более тщательно прислушиваться к своим нотам, а это, по крайней мере, улучшит точность ваших бендов!

Несколько приктических советов по настройке тут будут к месту:

  • Гораздо легче настроить гитару, когда на ней новые струны. Старые струны покрыты неравномерным слоем коррозии и кусочков «мёртвой» кожи, не говоря уже о вмятинах в местах соприкосновения с ладами. Так что их толщина не одинакова по всей длине, а интонация со временем ухудшается.

  • Новые струны, при всех их достоинствах, должны некоторое время усаживаться. Как вы наверное знаете, это можно побороть настроих их выше на тон, а потом энергично порастягивать, оттягивая каждую струну в направлении от грифа. Но обычное растягивание влияет больше на середину струны, чем на края. Лучше всего во время оттягивания, зажимать струну по очереди на каждом ладу. Это даст более равномерное натяжение по всей длине струны (за этот совет спасибо Филу Хилборну!).

  • Если у вас «плавающий» бридж (т. е. такой рычаг, который может и поднимать и опускать высоту ноты), то настройка уже сама по себе довольное хитрое дело. Каждый раз, когда вы изменяете высоту одной струны, это влияет и на остальные струны, так что каждую струну приходится подстраивать несколько раз, пока гитара не будет полностью настроена. Мне кажется удобнее всего настроить сначала первую струну, и после неё по очереди — высота высоких струн менее восприимчива к небольшим движениям бриджа, так что процесс пройдёт немного быстрее.
    Ещё полезно постоянно нажимать/отпускать рычаг во время настройки. Цель в том, чтобы струны оставались настроенными после того как вы отпускаете рычаг из «низкой» позиции. Издевательства над рычагом и обычные бенды одновременно могут привести струны к полному беспорядку, поэтому удобно, если можно вернуть струны в исходное положение легким «тычком» по рычагу.
    Вышеописанно относится даже к локовым системам типа Floyd Rose. Возможно, вы полагаете, что это тремоло гарантирует вам иммунитет от подобных проблем, но острия ножей, на которые опирается этот бридж, со временем затупляются и вы замечаете, что струны, возвращаясь на место после подтягивания, звучат чуточку выше (кстати, можно капнуть на проблемное место немного масла для швейной машинки). Каждый раз, когда вы исполняете бенд вручную (т. е. левой рукой), вы слегка тянете бридж вперёд — в ту же сторону, что и при нажатии рычага — так что при настройке лучше воспроизводить это движение.
    Если у вас обычное, «не локовое» тремоло, то, обратив внимание на количество витков струны вокруг колка, вы можете сделать строй стабильнее — чем больше витков, тем больше шансов на то, что строй поплывёт (почитайте www.kinman.com, там куча очень подробной информации на эту тему). Большинство проблем с настройкой происходит из-за трения на нулевом порожке и на седле, так что уменьшение угла под которым струна пересекает порожек может помочь, а ещё может помочь закрашивание прорезей под струны в порожке простым карандашом — графит послужит хорошей смазкой.

Абсолютный слух

Чтобы как-то завершить тему кратко упомяну относящуюся к настройке тему абсолютного слуха, способности точно определять высоту ноты на слух. Обычно считается, что абсолютный слух это талант, который либо есть, либо его нет, но существуют курсы, которые заявляют, что могут научить этому (американец Дэвид Бургесс предлагает такой курс в формате нескольких аудиокассет). Я, к сожалению, не обладаю абсолютным слухом. Я примерно представляю, как должна звучать открытая первая струна, но это забывается довольно быстро, если я не играю несколько дней, так что я называю это скорее «запоминанием ноты». На самом деле, я даже немного рад такому положению вещей — многие люди, которые знают точную высоту каждой ноты, не могут слышать музыку, которая играется немного выше или ниже. Один из моих школьных учителей музыки был «одарён» абсолютным слухом, и каждый раз вздрагивал, когда включал нам на уроке кассету, школьный магнитофон проигрывал её чуть медленнее, а следовательно, музыка для учителя звучала неправильно. Боюсь подумать, что с ним сделали бы ранние альбомы Ван Халена, где гитара и бас были настраивались примерно на четверть тона ниже Ми или Ми-бемоль! (в период «до клавишных», Эдди Ван Хален и Майкл Энтони просто настраивались друг на друга, а не по камертону)

Несколько лет назад у меня был студент, который прошел один из таких курсов типа «научи-себя-сам-абсолютному-слуху», и я был восхищён. Время от времени я пытался выстрелить в него случайной нотой, чтобы подловить… и ни разу не подловил! Когда я спросил у него как эта система работает, он объяснил, что лучшая аналогия это цвета. Например, сказал он, думайте о Си-бемоль как о звучащей синим цветом, а Ре зелёным.

Заинтригованный, я сыграл ему аккорд Cmaj7 и спросил как звучит это. Он огорченно покачал головой и сразу сдался.

«А ты не можешь просто сфокусироваться на каждой ноте по очереди и различить их цвета?» — посоветовал я. «Потом ты посмотришь на этот список нот и определишь аккорд».

«Нет, вы не поняли», возразил он. «Все аккорды звучат для меня коричневыми!»

В общем, абсолютный слух хорош для определённых вещей — я, например, знаю нескольких певцов, которые используют его, чтобы определить стоит или нет пытаться достичь определённой высокой ноты — но он не решает всех проблем связанных с музыкой, и многие профессиональные музыканты прекрасно живут без него. Я полагаю, что гораздо полезнее работать над своим относительным слухом — способностью распознавать интервал между одной нотой и следующей — часть этой книги про лады и интервалы поможет вам в достижении этой цели.

Есть, кстати, теория, что все дети рождаются с абсолютным слухом, но теряют его когда начинают понимать, как работает музыка. И только когда они избавляются от него, они способны распознать, что «Happy Birthday» сыгранная в разных тональностях это одна и таже мелодия.

переводчик Михаил

Категория: Статьи | Добавил: Nedr (13.08.2011)
Просмотров: 4005 | Рейтинг: 4.0/4 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2017 Сайт управляется системой uCoz