Роберт Шуман (1850) Прошло
чуть более 150 лет с тех пор, как появилось одно из самых популярных
сочинений великого немецкогокомпозитора-романтика Роберта Шумана —
«Альбом для юношества».
История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана.Помимо
нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным
музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие
художественно-воспитательное кредо Шумана. Ниже приведены «Жизненные правила для молодых музыкантов» Р. Шумана в переводе другого великого композитора — П. И. Чайковского.-
Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет
распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, —
прислушайся, какие звуки они издают.
-
Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть
много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до
глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими
упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать
азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй
свое время с большей пользой.
-
Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного
поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не
могут научить говорить.
-
Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!
-
Изучи как можно раньше основные законы гармонии.
-
Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.
-
Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.
-
Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.
-
Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
-
Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.
-
Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен
уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое
воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь
мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.
-
Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа
без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у
тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай
это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
-
Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
-
Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.
-
Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и
чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше
отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.
-
Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого.
Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем
хорошим, что существует на свете.
-
На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить
здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть
простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой
пище; ее и придерживайтесь.
-
Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.
-
Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.
-
Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.
-
Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела
то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что
сверх этого, — искажение.
-
Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших
композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные
украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести
искусству.
-
Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.
-
Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.
-
Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.
-
Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.
-
Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.
-
Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.
-
Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в
дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной.
Чаще аккомпанируй певцам.
-
Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
-
Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и
единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни
и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит
свое выражение в хоре и оркестре.
-
Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.
-
Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо
темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты
безусловно станешь основательным музыкантом.
-
Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
-
Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.
-
У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.
-
Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не
придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели
другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим
достоянием.
-
Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых
произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и
тщеславия.
-
Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.
-
Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на
органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на
органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого
инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.
-
Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента,
который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в
исполнении.
-
Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.
-
Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо
уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не
музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе
сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты
музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет
дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у
тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.
-
Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух,
быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно
развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если,
отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими
упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое,
многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь
постоянно иметь дело с хором и оркестром.
-
Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его
четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких
регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения
мягкости и нежности.
-
Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая
сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер
различных народов.
-
Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.
-
Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов,
старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.
-
Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.
-
Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.
-
Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе
понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют
глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.
-
В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к
области профессионального искусства или создано только для дилетантского
развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!
-
«Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без
мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают
лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь
есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта,
Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же
однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий,
надо надеяться, скоро наскучит.
-
Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно,
очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся
еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное
сознание... Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.
-
Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда
пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась
из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.
-
Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты
будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях
излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя
как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще
в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей
юности.
-
Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта,
который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы
призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к
тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем
фантазируй.
-
Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай
хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это
принесет тебе ясность.
-
Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими
искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы
искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.
-
Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи
часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт,
полученный тобой от Бога, используй добросовестно.
-
Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
-
Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.
-
Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным
станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.
-
Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить
себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде
партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.
-
Ученью нет конца.